Характеристика основных форм жестокого обращения с детьми и их последствия
04.09.2023
Характеристика основных форм жестокого обращения с
детьми
Практические работники органов здравоохранения, образования, социальной
защиты населения в целях принятия в своей повседневной деятельности адекватных
эффективных мер защиты прав ребенка должны иметь представление о наиболее часто
встречающихся формах насилия над ребенком, диагностических признаках, реальных
путях предотвращения насилия в отношении детей и, в конечном счете,
содействовать своими практическими действиями укреплению института семьи.
Физическое насилие
Физическое насилие - это
преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают
серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического
здоровья, отставание в развитии.
К нему относится также вовлечение ребенка в
употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Физическое насилие над ребенком
могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.
Чаще всего это происходит в семьях,
где:
- убеждены, что физическое
наказание является методом выбора для воспитания детей;
- родители (или один из них)
являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
- родители (или один из них) имеют психические заболевания;
- нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы,
отсутствие уважения друг к другу);
- родители находятся в состоянии
стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим
кризисом и др.;
- родители предъявляют чрезмерные
требования к детям, не соответствующие их возрасту и уровню развития;
- дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или
психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.
Распознание факта физического насилия над ребенком
Характер повреждений:
- синяки, ссадины, раны, следы от
ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами,
располагающиеся на лице, теле, конечностях;
- ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от
погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
- повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
- выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
- участки облысения, кровоподтеки на голове;
- повреждения внутренних органов;
- "синдром сотрясения" у
грудных детей.
На случайный характер травм указывает:
- множественность повреждений,
различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер
(отпечатки пальцев, предметов);
- несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;
- наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии,
санитарно-гигиеническая запущенность);
- появление травм после выходных и
праздничных дней.
Особенности
поведения:
Возраст до 3 лет: боязнь родителей
или взрослых: редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач
других детей; плохо развитые навыки общения; крайности в поведении - от
агрессивности до полной безучастности.
Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность; жестокость по отношению к
животным; лживость, воровство; отставание речевого развития.
Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; боязнь
идти домой после школы; одиночество, отсутствие друзей; плохая успеваемость, неспособность
сосредоточиться; агрессивность.
Подростковый возраст: побеги из дома; употребление алкоголя, наркотиков;
попытки самоубийства; криминальное или антиобщественное поведение.
Основными
особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей,
являются:
- противоречивые, путаные
объяснения причин травм у детей;
- обвинение в травмах самого ребенка;
- позднее обращение или необращение
за медицинской помощью;
- отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
- неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
- большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка
повреждениям.
Пренебрежение основными нуждами ребенка
(моральная жестокость)
Пренебрежение основными нуждами
ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц,
их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение
обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие
нарушаются.
Причинами неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:
- отсутствие соответствующего
возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования,
медицинской помощи;
-отсутствие заботы и присмотра за
ребенком;
- отсутствие внимания и любви к ребенку и др.
Чаще всего пренебрегают основными
нуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с
психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков
родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические
заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение
в детстве; социально изолированные.
Последствия моральной жестокости у
детей.
Внешние проявления:
- утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
- у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
- одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
-нечистоплотность, несвежий запах.
Физические признаки:
-отставание в весе и росте от сверстников;
-педикулез,чесотка;
- частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные
заболевания;
-запущенный кариес;
-отсутствие надлежащих прививок;
- задержка речевого и психического развития.
Особенности поведения:
- постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
- неумение играть;
- постоянный поиск
внимания/участия;
- частые пропуски школьных занятий;
- крайности поведения: инфантилен
или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере;
агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен
или не желает и не умеет общаться;
- склонность к поджогам, жестокость
к животным;
- мастурбация, раскачивание,
сосание пальцев и пр