Содержание
1. Основные характеристики………………………………………………….3
1.1.Пояснительная записка……………………………………………..3
1.2. Цели и задачи программы………………………………………….5
1.3.Содержание программы…………………………………………….7
1.4. Планируемые результаты (мониторинг)………………………….14
2. Организационно-педагогические условия…………………………………….15
2.1.Учебный план………………………………………………………..15
2.2. Тематическое планирование и структура занятий……………….15
2.3. Условия реализации программы…………………………...………19
3. Список литературы……………………………………………………………...21
Основные характеристики
1.1.Пояснительная записка.
Программа составлена в соответствии с социальным заказом семей
воспитанников на качество, вид, направленность образовательных услуг, полученным
в результате анке-тирования родителей, а также следующими нормативными
документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздо-ровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществля-ющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятель-ности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утверж-денный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образова-тельной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных про-грамм»;
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
3
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
Устав МБДОУ-детского сада № 546 «Семицветик».
Программа сформирована в соответствии с принципами дошкольного
образования:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского
развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
приобщение детей к социокультурным нормам;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и
особенностям развития.
Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является
устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже
сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает её
(Б.Г. Ананьев). Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое
развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс
речевого развития детей в детском саду.
Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать,
что около половины школьников испытывают трудности в овладении грамотой.
Следуя рекомендациям психолога Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно
начинать в период становления психических функций дошкольника Необходимо
вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и
волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ,
синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо:
требования начальной школы стали выше и многие родители искренне
заинтересованы в обучении детей грамоте;
появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению
формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом
классе;
занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная
ступень последующего систематического изучения языка в школе.
Психологи и логопеды, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно
подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только
правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и
это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы
4
анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять
его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение
анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для
правильного обучения грамоте.
Отличительной чертой программы является комплексный характер подачи
материала, нацеленного на обеспечение эффективной подготовки детей к школьному
обучению. Предлагаемые игры и упражнения распределены в соответствии с этапами
работы над звуками. Для каждого звука подобраны фонетические, фонематические и
графические упражнения. Ребенок учится определять место звука в слове, развивается
готовность руки к начертанию букв, закрепляется графический образ буквы,
осуществляется профилактика разных форм дислексии и дисграфии. Предлагаемые
упражнения реализуют взаимодействие речевого, слухового, зрительного и
двигательного анализаторов, способствующих развитию познавательных психических
процессов.
Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить
логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и
воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и
математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития
способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными
качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко,
сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет
легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.
При подготовке к обучению грамоте учитываются психофизиологические
особенности детей 5-7 лет:
внимание и запоминание в этом возрасте слабое, особенно, если учение не
захватывает. Занятия выстраиваются исходя из интересов детей. Самым
лучшим приемом для этого является игра;
дети очень эмоциональны, впечатлительны. Исследования психологов
показали, что ребенок лучше запоминает то, что он пережил эмоционально;
дети чрезмерно подвижны, значит надо давать на занятиях возможность
выхода энергии в движении;
не следует перегружать детей, так как у них в этом возраста повышена
утомляемость.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель программы: обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и
школьного образования; содействие интеллектуально - познавательному развитию
детей старшего дошкольного возраста; формирование готовности к систематическому
обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых
возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить
программу начальной школы, выполнение анализа и синтеза слов, дифференциация
звуков, знакомство с буквами русского алфавита.
Реализация программы предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
Знакомить с понятиями «звук, буква, слог, слово, предложение»
5
Знакомить с моделями (схемами) слогов, слов, предложений, специальными
символами для обозначения звуков
Научить
сравнивать
звуки
по
их
качественным
характеристикам
(гласные\согласные, твердые\мягкие, звонкие\глухие), сопоставлять слова по
звуковому составу.
развивать графические навыки;
активизировать связную речь;
сформировать начальные понятия о языке;
обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению;
работать над расширением, уточнением и активизацией словаря.
Развивающие:
развить
познавательные процессы: память, мышление, восприятие,
воображение, внимание;
развить логическое мышление;
с помощью подвижных игр, логоритмических упражнений, пальчиковой
гимнастики формировать двигательную активность, темп, ритм речи, развивать
мелкую и речевую моторику, корректировать психические процессы,
способствовать развитию речи в целом.
способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;
развить звуковую культуру речи;
развить фонематический слух и восприятие;
развить стремление к взаимодействию и сотрудничеству.
Воспитательные:
научить правилам этикета;
сформировать умение общаться со сверстниками и взрослыми;
содействовать формированию адекватной самооценки;
воспитать способность сопереживать;
сформировать доброжелательное отношение к окружающим.
Категория обучающихся.
Программа ориентирована для детей 5-7 лет
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на один год обучения.
Методы и приемы обучения:
Наглядный;
Словесный;
Практический
На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для
повторения и закрепления усвоенных знаний.
6
1.3.Содержание программы
№
п/п
1,2
3,4
5,6
7,8
Тема
Цель
Звук и буква А
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую: активность. Познакомить с гласным звуком «А» и его условным обозначением красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука «А» в словах. Познакомить с
моделированием: обозначав место звука в слове, используя условное обозначение - красный
квадрат. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова,
в которых есть звук (звуки) «А». Познакомить с буквой «А» как письменным обозначением
звука «А». Знакомить с тем, как писать печатную букву «А», используя образец. Объяснять, как
писать на схеме букву «А» в месте, где слышится звук «А» (в начале, в середине, в конце слова).
Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать
навык самоконтроля и самооценки.
Звук и буква У
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Продолжать знакомить с условным обозначением гласных звуков красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука в слове и обозначать на схеме,
используя условное обозначение. Знакомить детей с тем, как отгадывать загадки, понимать
поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; развивать внимание, логическое мышление.
Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, называть слова со звуком
«У». Знакомить с тем, как интонационно выделять звук «У» в словах. Познакомить с буквой
«У» как письменным обозначением звука «У». Объяснять, как писать печатную букву «У»,
используя образец. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Звук и буква И
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Продолжать знакомить с условным обозначением гласных звуков красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука в слове и обозначать на схеме,
используя условное обозначение. Знакомить детей с тем, как отгадывать загадки, понимать
поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; развивать внимание, логическое мышление.
Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, называть слова со звуком
«И». Знакомить с тем, как интонационно выделять звук «И» в словах. Познакомить с буквой
«И» как письменным обозначением звука «И». Объяснять, как писать печатную букву «И»,
используя образец. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Буква «М». Чтение слогов, слов. Ударение. Звуки «М-Мь». Способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность.
Познакомить со звуком «М» как согласным звуком и его условным обозначением - синий
квадрат. Вырабатывать умение обозначать на схеме место звука «М» в слове, используя
условное обозначение - синий квадрат. Знакомить с тем, как отгадывать загадки, развивать
внимание, мышление. Помогать осваивать понимание поэтических сравнений, лежащих в
основе загадки. Объяснять, как интонационно выделять звук «М» в словах (морковь, муха,
матрешка). Познакомить с печатным написанием буквы «М». Формировать навык написания
печатной буквы «М», используя образец. Объяснять, как читать слоги МА, МУ, МИ. Знакомить
с тем, как определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом, читать слова из
пройденных букв - мама, мыло. Познакомить с ударным слогом, с ударными гласными.
Объяснять, как проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, согласные.
Познакомить с ударением и его обозначением. Вырабатывать навык выделять в слове ударный
слог и ударные гласные. Вырабатывать навык понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
7
9,10
11,12
13,14
15
16,17
18,19
Познакомить со звуком «Мь» как согласным звуком и его условным обозначением - синий
квадрат. Вырабатывать умение обозначать на схеме место звука «Мь» в слове, используя
условное обозначение - зеленый квадрат. Знакомить со звуками «М-Мь» как твердыми и
мягкими согласными. Знакомить с тем, как читать слоги с «М» +3 гласных.
Буква «К». Звуки «К-Кь». Чтение слогов, составление и условная запись предложения.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Знакомить со звуками «К-Кь» как твердыми и мягкими согласными.
Закреплять умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат —
твердые согласные, зеленый квадрат — мягкие согласные. Вырабатывать умение внимательно
слушать текст стихотворения, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и
подходящие г смыслу. Познакомить с буквой «К» как письменным знаком согласных звуков.
Формирован навык написания печатной буквы «К» сначала по точкам, а затем самостоятельно.
Знакомить с тем, как читать слоги с «К» +3 гласных. Продолжать помогать детям осваивать
составление предложений из трех слов по сюжетной картинке. Формировать умение записывать
предложение условными обозначениями. Формировать умение понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Буква «П». Звуки «П-ПЬ». Чтение слогов, слов, предложений.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую, активность. Познакомить с буквой «П» и звуками «П-ПЬ». Вырабатывать
умение писать печатную букву «», а также читать слоги «П» +3 гласных. Совершенствовать
навык чтения слов и предложений. Знакомить с тем, как отгадывать загадки. Развивать
внимание, логическое мышление. Помогать осваивать поэтические сравнения, лежащие в основе
загадки. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Буква «Б». Звуки «Б-БЬ». Чтение слогов, слов, предложений.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую, активность. Познакомить с буквой «Б» и звуками «Б-БЬ». Вырабатывать
умение писать печатную букву «Б», а также читать слоги «Б» +3 гласных. Совершенствовать
навык чтения слов и предложений. Знакомить с тем, как отгадывать загадки. Развивать
внимание, логическое мышление. Помогать осваивать поэтические сравнения, лежащие в основе
загадки. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Звуки «Б-П». Чтение слогов, слов, предложений.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую, активность. Познакомить со звуками «Б-П» — звонкими и глухими согласными
и их условным обозначением.. Учить дифференцировать звуки Б-П» изолированно, в слогах, в
словах, в предложениях.
Звук и буква О.
Способствовать развитию звуко- буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Познакомить с гласным звуком «О» и его условным обозначением красным квадр. Вырабатывать умение определять место звуков «О» в словах и обозначать на
схеме красным квадр; Знакомить с тем, как внимательно слушать текст стихотворения, называть
слова со звуком «О», кот есть в этом стихотворении. Познакомить с буквой «О» как
письменным обозначением звука. Формировать навык написания печатной буквы «О»,
используя образец. Объяснять, как соотносить схему слова с названием изображенного
предмета. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Буква «Т». Звуки «Т-Ть». Чтение слогов, предложений.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Познакомить с буквой «т» как письменными знаками звуков «ТТь». Вырабатывать умение писать печатную букву «Т» сначала по точкам, а затем
самостоятельно. Формировать навык чтения слогов с «Т»+ 4 гласных. Познакомить со звуками
«Т-ТЬ». Закреплять умение определять место звука слове и отмечать его условным
8
20,21
22,23
24,25
26
обозначением — синий квадрат, зеленый квадрат. Совершенствовать навык чтения. Закреплять
умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение значком.
Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать
навык самоконтроля и самооценки.
Звук и буква Ы
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Продолжать знакомство с условным обозначением гласных звуков красный квадрат. Вырабатывать навык определять место звука в слове и обозначать на схеме,
используя условное обозначение. Формировать умение внимательно слушать текст
стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Знакомить с тем, как отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе
загадки; развивать внимание, логическое мышление. Вырабатывав умение интонационно
выделять в словах звук «Ы». Познакомить с буквой «Ы» как письменным обозначением звука
«Ы». Вырабатывать умение писать печатную букву «Ы» сначала по точкам, а затем
самостоятельно. Объяснять, как делить слова на слоги, используя схему слова. Закреплять
умение определять первый звук в словах и соотносить с соответствующей буквой. Формировать
умение понимать учебную за дачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык
самоконтроля и самооценки.
Буква «Н». Звуки «Н-Нь». Написание и чтение слов.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Познакомить со звуком «Н» как согласным звуком и его условным
обозначением — синий квадрат. Вырабатывать умение определять место звука в словах и
обозначать его на схеме, используя условное обозначение — синий квадрат. Продолжать
знакомить детей с тем, как внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не
просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Формировать навык интонационно
выделять звук «Н» в словах. Познакомить с печатным написанием буквы «Н». Вырабатывать
умение писать букву «Н» с помощью образца, читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Знакомить с
тем, как писать слова луна, мыло с помощью условных обозначений и букв. Помогать осваивать
фонетический разбор этих слов. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Познакомить со звуком «НЬ».
Закреплять умение определять место звука слове и отмечать его условным обозначением —
зеленым квадратом. Совершенствовать навык чтения.
Буква «Д». Звуки «Д-Дь». Чтение слогов, предложений.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Познакомить с буквой «д» как письменным знаком звуков «Д-Дь».
Вырабатывать умение писать печатную букву «Д» сначала по точкам, а затем самостоятельно.
Формировать навык чтения слогов с «Д» +5 гласных. Познакомить со звуками «Д-ДЬ».
Закреплять умение определять место звука слове и отмечать его условным обозначением —
синий квадрат, зеленый квадрат. Совершенствовать навык чтения. Закреплять умение
определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение значком. Вырабатывать
умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык
самоконтроля и самооценки.
Звуки «Д-Т». Чтение слогов, предложений.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую, активность. Познакомить со звуками «Д-Т» — звонкими и глухими
согласными и их условным обозначением.. Учить дифференцировать звуки Д-Т»
изолированно, в слогах, в словах, в предложениях.
9
27,28
29
30,31
32,33
34,35
36,37
Буква «Г». Звуки «Г-Гь». Чтение слогов, составление и условная запись предложения.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность Познакомить со звуками «Г-ГЬ». Закреплять умение использовать
условные обозначения согласных звуков: синий квадрат — твердые согласные, зеленый квадрат
— мягкие согласные. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения,
подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие г смыслу. Познакомить с
буквой «Г» как письменным знаком согласных звуков. Формировать навык написания печатной
буквы «Г» сначала по точкам, а затем самостоятельно. Знакомить с тем, как читать слоги с «Г»
+5 гласных. Продолжать помогать детям осваивать составление предложений из трех слов по
сюжетной картинке. Формировать умение записывать предложение условными обозначениями.
Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать
навык самоконтроля и самооценки.
Звуки «Г-К». Чтение слогов, составление и условная запись предложения.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую, активность. Познакомить со звуками «Г-К» — звонкими и глухими согласными
и их условным обозначением.. Учить дифференцировать звуки Г-К» изолированно, в слогах, в
словах, в предложениях.
Звук и буква Э
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Познакомить с гласным звуком «Э» и его условным обозначением
— красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука в слове и обозначать на
схеме, используя условное обозначение. Познакомить с буквой «Э» как письменным знаком
звука «Э». Формировать навык написания печатной буквы «Э», используя образец. Закреплять
умение соотносить звук и букву, писать гласные буквы «А «О», «И», «У», «Ы». Знакомить с
тем, как понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык
самоконтроля и самооценки.
Буква «Х». Звуки «Х-ХЬ». Чтение слогов, слов, предложений.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Познакомить с печатной буквой «X» и звуками «Х-ХЬ».
Формировать умение писать печатную букву «X». Знакомить с тем, как читать слоги с буквой
«Х» + 6 гласных. Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений. Помогать детям
осваивать подбор к картинке соответствующего текста (предложения). Вырабатывать умение
внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но
и подходящие по смыслу. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Буква «В». Звуки «В-ВЬ».Чтение слогов, предложений.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Познакомить буквой «В», и звуками «В-ВЬ». Вырабатывать навык
написания печатной буквы «В» сначала по точкам, а затем самостоятельно. Знакомить с тем, как
читать слоги с «В» +6 гласных. Помогать в освоении написания слов, проведению
фонетического разбора слов. Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать
слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Вырабатывать умение
понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Буква «Ф». Звуки «Ф-ФЬ». Чтение слогов, предложений.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Познакомить буквой «Ф» и звуками «Ф-ФЬ». Вырабатывать навык
написания печатных букв «Ф» сначала по точкам, а затем самостоятельно. Знакомить с тем, как
читать слоги с «Ф»+6 гласных. Помогать в освоении написания слов, проведению
фонетического разбора слов. Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать
слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Вырабатывать умение
понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и
10
самооценки.
38
39,40
41,42
43,44
45,46
47,48
49,50
Звуки «В-Ф». Чтение слогов, предложений.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую, активность. Познакомить со звуками «В-Ф» — звонкими и глухими
согласными и их условным обозначением.. Учить дифференцировать звуки В-Ф»
изолированно, в слогах, в словах, в предложениях.
Буква «Л». Звуки «Л-ЛЬ». Чтение слогов, предложений.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Познакомить буквой «Л» и звуками «Л-ЛЬ». Вырабатывать умение
обозначать на схеме место звука «Л» в слове, используя условное обозначение — синий квадрат.
Знакомить с тем, как соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.
Формировать навык интонационно выделять звук «Л» в словах. Познакомить с печатным
написанием буквы «Л». Вырабатывать умение писать печатную букву «Л», используя образец.
Знакомить с тем, как читать слоги с «Л»+6 гласных. Продолжать вырабатывать умение делить
слова на слоги. Формировать навык написания слогов в схемах слова. Развивать понимание
учебной задачи и выполнение ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Звук и буква «Й». Чтение стихотворных текстов Способствовать развитию звуко-буквенного
анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с мягким
согласным звуком «Й» и его условным обозначением — зеленый квадрат. Познакомить с
печатной буквой «Й» как письменным знаком звука «Й». Вырабатывать умение писать
печатную букву «Й». Совершенствовать навык чтения. Закреплять умение записывать слово
знакам буквами. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Буква «Е», Чтение слогов, слов. Составление предложений. Познакомить с буквой «Е» как
буквой, придающей мягкость согласным. Вырабатывать умение писать печатную букву «Е».
Знакомить с тем, как внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто
близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Формировать навык чтения слогов и слов,
соотносить схему с написанным словом. Вырабатывать умение составлять предложение из трех
слов по картинке и записывать его условными знаками. Вырабатывать умение понимать
учебную задачу и выполнять самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Буква «Ё», Чтение слогов, слов.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с буквой «Ё» как буквой,
придающей мягкость согласным. Помогать осваивать написание печатной буквы «Ё».
Знакомить с тем, как соотносить звук и букву. Продолжать вырабатывать умение
дифференцировать гласные, согласные, твердые согласные, мягкие согласные звуки.
Формировать навык чтения слогов, слов. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки
Буква «Ю». Чтение слогов, слов.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с буквой «Ю» как буквой,
придающей мягкость согласным. Формировать умение писать печатную букву «Ю». Знакомить
с тем, как читать слоги и слова. Продолжать объяснять, как соотносить звук и букву.
Продолжать помогать детям осваивать дифференциацию гласных, согласных звуков, твердых и
мягких согласных звуков. Продолжать знакомить с ударным слогом, ударными гласными,
обозначением ударения. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Буква «Я». Чтение слогов, слов, предложений.
Познакомить с гласной буквой «Я» как буквой, придающей мягкость согласным. Вырабатывать
умение писать букву «Я», читать слоги. Знакомить с тем, как читать слова и предложения,
отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Понимать поэтические сравне11
51,52
53,54
55
56,57
58,59
ния, лежащие в основе загадки. Формировать навык записи предложения схематически,
определение порядка следования слов в предложении. Вырабатывать умение понимать учебную
задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Буква «С». Звуки «С-СЬ». Чтение слогов, слов.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Познакомить с буквой «С» и звуками «С-СЬ». Вырабатывать
умение писать печатную букву «С». Знакомить с тем, как читать слоги с «С»+10 гласных,
читать слова. Формировать навык отгадывания загадок. Развивать внимание, логическое
мышление. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Вырабатывать умение
понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Буква «З». Звуки «З-ЗЬ» Чтение слогов, слов.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Познакомить с буквой «3» и звуками «З-ЗЬ». Вырабатывать умение
писать печатную букву «3». Знакомить с тем, как читать слоги с «3» +10 гласных, читать слова.
Формировать навык отгадывания загадок. Развивать внимание, логическое мышление.
Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Вырабатывать умение понимать
учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Звуки «З-С» Чтение слогов, слов.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую, активность. Познакомить со звуками «З-С» — звонкими и глухими согласными
и их условным обозначением.. Учить дифференцировать звуки З-С» изолированно, в слогах, в
словах, в предложениях.
Звук и буква «Ш». Чтение слогов, слов. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Вырабатывать умение
внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но
и подходящие по смыслу. Продолжать знакомить с тем, как работать со схемами слов.
Познакомить со звуком «Ш», с его условным обозначением — синий квадрат (как звуком,
который всегда твердый). Познакомить с печатной буквой «Ш». Формировать навык написания
печатной буквы «Ш», а также слов. Совершенствовать навык чтения слогов, слов. Продолжать
объяснять, как соотносить слово с его графическим изображением. Вырабатывать умение
понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Звук и буква «Ж». Чтение слогов, слов. Звуки «Ш-Ж». Способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность.
Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто
близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Продолжать знакомить с тем, как работать со
схемами слов. Познакомить со звуком «Ж», с его условным обозначением — синий квадрат
(как звуком, который всегда твердый). Познакомить с печатной буквой «Ж». Формировать
навык написания печатной буквы «Ж», а также слов. Совершенствовать навык чтения слогов,
слов. Продолжать объяснять, как соотносить слово с его графическим изображением.
Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать
навык самоконтроля и самооценки.
60
Звуки «Ж-Ш». Чтение слогов, слов.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую, активность. Познакомить со звуками «Ж-Ш» — звонкими и глухими
согласными и их условным обозначением.. Учить дифференцировать звуки Ж-Ш»
изолированно, в слогах, в словах, в предложениях.
61,62
Звук и буква «Ч». Чтение слогов, слов. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Вырабатывать умение
12
63,64
65,66
67,68
69,70
71,72
73,74
внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но
и подходящие по смыслу. Продолжать знакомить с тем, как работать со схемами слов.
Познакомить со звуком «Ч», с его условным обозначением — зеленый квадрат (как звуком,
который всегда мягкий). Познакомить с печатной буквой «Ч». Формировать навык написания
печатной буквы «Ч», а также слов. Совершенствовать навык чтения слогов, слов. Продолжать
объяснять, как соотносить слово с его графическим изображением. Вырабатывать умение
понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Звук и буква «Щ». Чтение слогов, слов. Звуки «Ч-Щ». Способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность.
Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто
близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Продолжать знакомить с тем, как работать со
схемами слов. Познакомить со звуком «Щ», с его условным обозначением — зеленый квадрат
(как звуком, который всегда мягкий). Познакомить с печатной буквой «Щ». Формировать навык
написания печатной буквы «Щ», а также слов. Совершенствовать навык чтения слогов, слов.
Продолжать объяснять, как соотносить слово с его графическим изображением. Вырабатывать
умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык
самоконтроля и самооценки..
Учить дифференцировать звуки Ч-Щ» изолированно, в слогах, в словах, в предложениях.
Звук и буква «Ц». Чтение стихотворных текстов. Способствовать развитию звуко-буквенного
анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с
согласным твердым звуком «Ц». Формировать умение интонационно выделять звук «Ц» в
словах. Познакомить с печатной буквой «Ц» как письменным знаком звука «Ц». Вырабатывать
навык написания печатной буквы «Ц». Знакомить детей с тем, как отгадывать загадки. Развивать
логическое мышление, память. Вырабатывать умение понимать поэтические сравнения,
лежащие в основе загадки. Совершенствовать навык чтения. Продолжать помогать детям
осваивать фонетический разбор слов. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Звуки «С-Ц». Чтение слогов, слов.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую, активность. Учить дифференцировать звуки С-Ц» изолированно, в слогах, в
словах, в предложениях.
Буква «Р». Звуки «Р-РЬ» Чтение слогов, слов.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Познакомить со звуками «Р-Рь» как твердыми и мягкими
согласными. Познакомить с буквой «Р» и звуками, вырабатывать умение писать печатную букву
«Р». Знакомить с тем, как читать слоги с «Р» +10 гласных, читать слова. Формировать навык
отгадывания загадок. Развивать внимание, логическое мышление. Понимать поэтические
сравнения, лежащие в основе загадки. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Звуки «Р-Л» Буквы «Р, Л». Чтение слогов, слов.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность.Читать слоги с «Р,Л» +10 гласных, читать слова. Формировать навык
отгадывания загадок. Развивать внимание, логическое мышление. Понимать поэтические
сравнения, лежащие в основе загадки. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Учить дифференцировать звуки Р-Л» изолированно, в слогах, в словах, в предложениях.
Буква «Ь». Чтение стихотворных текстов. Способствовать развитию звуко-буквенного
анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с буквой
«Ь» и ее смягчающей функцией. Вырабатывать умение писать печатную букву «Ь».
Совершенствовать навык чтения. Помогать осваивать написание слов. Продолжать знакомить с
тем, как соотносить слово с его графическим изображением. Вырабатывать умение понимать
13
75,76
77
78
79,80
учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
Буква «Ъ». Чтение стихотворных текстов. Способствовать развитию звуко-буквенного
анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с печатной
буквой «Ъ». Формировать навык написания печатной буквы «Ъ». Совершенствовать навык
чтения. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Закрепление пройденного материала. Чтение слогов, слов, предложений.
Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитикосинтетическую активность. Продолжать вырабатывать умение писать названия предметов,
читать слова и дописывать m ходящее по смыслу слово. Закреплять умение определять в
предложении 1-е, 2-е, 3-е слово. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов.
Знакомить с тем, как разгадывать ребусы. Закреплять умение понимать учебную задачу и
выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Закрепление пройденного материала. Чтение слов, составление предложений по
сюжетным картинкам. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать
звуковую аналитико-синтетическую активность. Продолжать вырабатывать умение писать
печатные буквы, различать гласные и согласные звуки и буквы. Формировать навык
составления и записывания предложения по сюжетным картинкам. Проводить фонетический
разбор слов. Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки
Закрепление пройденного материала. Алфавит, чтение стихотворений.
Познакомить с алфавитом. Закреплять умение писать пройденные буквы, звуковую аналитикосинтетическую деятельность как предпосылку обучения грамоте.
1.4. Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы.
К концу курса обучения дети будут:
Знать:
все звуки и буквы русского алфавита;
символы для обозначения звуков
понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
гигиенические правила письма;
правильное положение тетради при письме;
Уметь:
вычленять первый и последний звук в слове;
правильно называть мягкие и твердые звуки вне слова;
сравнивать звуки по их качественным характеристикам
составлять схему слогов, слов
писать печатные варианты букв русского алфавита;
составлять рассказ по картинке, используя образец педагога или его вопросы;
правильно произносить звуки речи, четко и ясно произносить слова;
использовать в речи обобщающие слова;
правильно держать ручку;
ориентироваться на листе бумаги;
закрашивать нарисованные предметы, не выступая за контур;
штриховать нарисованный предмет прямыми наклонными линиями
14
Мониторинг программы
Обследование детей по данной программе осуществляется 2 раза за срок обучения.
Это даёт возможность увидеть динамику усвоения детьми программных требований, а
затем проанализировав причины отдельных пробелов, недоработок, наметить пути их
исправления.
№п/п
ФИО
Правильно
произносит звуки
речи, четко и ясно
произносит слова
Знает все звуки и
буквы русского
алфавита
Вычленяет
первый и
последний звук в
слове
Правильно
называет твердые
и мягкие звуки
вне слова
Правильно
называет гласные
и согласные звуки
Правильно
располагает
тетрадь при
письме
Правильно
держит ручку,
карандаш
Ориентируется на
листе бумаги
Закрашивает
нарисованный
предмет, не
выступая за
контур
2. Организационно-педагогические условия
2.1.Учебный план
Год
обучени
я
Дата
начала
обучени
я
Дата
окончани
я
обучения
1 год
1.09
30.06
Название
раздела,
темы
«Учусь
грамоте»
Всего
учебных
недель
40
Количест
во
учебных
дней
Режим
занятий,
Время
Формы
контроля
80
2
занятия
в неделю
по 30
минут
Результаты
входящей, и
заключительно
й диагностики.
Динамическое
наблюдение от
занятия к
занятию.
Образовательная нагрузка
Учебная нагрузка в месяц количество /минут
240 минут
Учебная нагрузка в год количество /мин
2400 минут
2.2. Тематическое планирование и структура занятий
№ п/п
1-2
Количество часов
2
Тема занятия
Пропись
Звук и буква А
Стр.1-3
15
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15
16-17
18-19
20-21
22-23
24-25
26
27-28
29
30-31
32-33
34-35
36-37
38
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
1
2
1
2
2
2
2
1
Звук и буква У
Звук и буква И
Буква «М». Звуки «М-Мь».
Буква «К». Звуки «К-Кь».
Буква «П». Звуки «П-Пь».
Буква «Б». Звуки «Б-Бь».
Звуки «Б-П»
Звук и буква О
Буква «Т».Звуки «Т-Ть».
Звук и буква Ы
Буква «Н» .Звуки «Н-Нь».
Буква «Д». Звуки «Д-Дь».
Звуки «Д-Т»
Звуки «Г-Гь». Буква «Г».
Звуки «Г-К»
Звук и буква Э
Буква «Х» .Звуки «Х-Хь».
Буква «В» .Звуки «В-Вь».
Буква «Ф» .Звуки «Ф-Фь».
Звуки «В-Ф»
Стр.4-6
Стр.7-9
Стр.10-13
Стр.14-17
Стр.18-21
Стр.22-25
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55
56-57
58-59
60
61-62
63-64
65-66
67-68
69-70
71-72
73-74
75-76
77
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
Стр.62-65
Стр.66-68
Стр.69-70
Стр.71-72
Стр.73-74
Стр.75-76
Стр.77-80
Стр.81-84
78
1
79-80
2
Буква «Л» .Звуки «Л-Ль».
Звук и буква Й
Буква «Е»
Буква «Ё»
Буква «Ю»
Буква «Я»
Буква «С» .Звуки «С-Сь».
Буква «З» .Звуки «З-Зь».
Звуки «С-З»
Звук и буква «Ш».
Звук и буква «Ж».
Звуки «Ш-Ж»
Звук и буква «Ч».
Звук и буква «Щ».
Звук и буква «Ц».
Звуки «С-Ц»
Буква «Р» .Звуки «Р-Рь».
Звуки «Л-Р»
Буква «Ь».
Буква «Ъ».
Закрепление пройденного
материала.
Закрепление пройденного
материала.
Закрепление пройденного
материала. Алфавит
Стр.26-28
Стр.29-32
Стр.33-35
Стр.36-39
Стр.40-43
Стр.44-47
Стр.48-50
Стр.51-53
Стр.54-57
Стр.58-61
Стр.85-87
Стр.88-90
Стр.91-93
Стр.94-96
Стр.97-99
Стр.100-103
Стр.104
Стр.105
Стр.106
Стр.107
Стр.108
В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент,
повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение
изученного материала и подведение итогов занятия.
16
Продолжительность одного занятия 25- 30 минут. В середине занятия проводится
физкультурная пауза. Все задания построены по принципу постепенного усложнения.
Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать
простейший звуковой анализ слов. Занятия основываются на литературном материале:
загадки, стихи, сказки. В каждом занятии предлагаются задания по подготовке руки к
письму.
Обучение грамоте - это сложный процесс, который включает несколько этапов:
Подготовка к звуковому анализу слова.
На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слов.
Задачи этапа.
1. Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в
слове.
2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.
3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух.
4. Введение терминов "звук" и "слово".
5. Научить называть слова с заданным звуком.
6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
Задачи.
1. Дать представление о звуках русского языка.
2. Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков,
с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный
круг - гласный звук.
3. Показать детям связь звука с буквой.
4. Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.
Последовательность ознакомления со звуками и буквами:
А, У, И, М, К, П, Б, О, Т, Ы, Н, Д, Г, Э, Х, В, Ф, Л, Й, Е, Е, Ю, Я, С,З, Ш, Ж, Ч, Щ, Р,Ц,
Ь, Ъ.
Упражнения на подробное знакомство с буквой:
Рассматривание каждой буквы, на что похожа, из каких элементов состоит буква,
осязание буквы (ощупывание руками объемной буквы), выкладывание буквы из
различного материала, лепка буквы, запоминание стихов про каждую букву,
отгадывание загадок, придумывание слов на заданную букву, "письмо" буквы по
опорным точкам, дорисовывание недостающих элементов буквы, поиск заданной
буквы среди других букв, сравнение буквы с другими буквами, печатание буквы с
ориентировкой на образец.
При изучении букв необходимо соблюдать последовательность и постепенность,
вдумчиво подбирать слова и составлять слоговые таблицы разных видов к каждому
занятию. Показывать слогообразующую роль гласного и значение ударения.
Развитие звукобуквенного анализа слова.
Задачи.
17
1. Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный,
твердый (мягкий) согласный.
2. Учить детей определять позицию звука в слове.
3. Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки
4. Учить правильно, соотносить звуки и буквы.
Порядок звукобуквенного анализа слова:
- произнесение слова с интонационным выделением каждого звука (первого, второго и
т.д.);
- называние изолированного звука;
- дается характеристика звуку (гласный, твердый (мягкий) согласный);
- обозначение звука соответствующей фишкой;
- "чтение" по "записи" (по фишкам);
- обозначение звука буквой;
- определение количества слогов.
При обучении детей звукобуквенному анализу слов используется картинка-схема
звукового состава слова, показывающая, сколько звуков в слове. Затем картинка-схема
заменяется схемой-полоской. Далее строят схему по ходу разбора слова без наглядности за столами с помощью фишек.
Проведение звукобуквенного анализа слова для дошкольников - сложный процесс,
поэтому формировать его нужно постепенно:
1. Сначала дети учатся определять, какой гласный (согласный) звук слышится в слове.
Например:
Какой гласный слышится в этих словах: дом, дым, мох, сад, жук, лук и т.д. Какой
согласный слышится в словах: ура, она, усы, ум, му и т.д.
2. Затем учатся определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце
слова).
Например:
Начинать звукобуквенный анализ следует со слов, состоящих из 3-х звуков (сыр, усы,
нос, шар, лук, жук, дом, дым, рак); затем переходить к словам состоящих из 4-х звуков
(луна, рама, шары, рыба, роза, мыло, зонт, дома, гора, утка, паук, шарф и др.).
После переходим к анализу слов из 5-ти и более звуков (сумка, кошка, парта, ведро,
собака, корова и др.).
Приведем некоторые упражнения, использованные в данном разделе:
"Узнай звук и напиши букву в окошко"; "Найди домик буквам"; "Какой гласный
(согласный) звук слышится в слове"; "Напиши первую и последнюю буквы слова";
"Где спрятался гласный звук?"; "Какой звук спрятался в конце слова?"; "Хлопни
столько раз, сколько звуков услышал"; "Назови звуки слова"; "Кто ошибся?";
"Помоги Мишке правильно разложить по порядку звуки (буквы)"; "Сложи из букв
свое имя" и др.
Выполняя данные упражнения, дети развивают в себе умение последовательно
вычленять звуки, буквы в словах, а также проводить звукобуквенный анализ слов,
состоящих из 3-х и более звуков.
Формирование первоначальных навыков письма.
Задачи:
1. Развивать умение ориентироваться на листе.
2. Развитие мелкой моторики рук.
18
3. Овладение
пишущим
инструментом
и
некоторыми
графическими умениями.
4. Оптимальным средством развития первоначальных навыков
письма являются листы с практическими заданиями, дающие
возможность
ребенку
самостоятельно
действовать
(штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т.д.).
Виды работ:
- Штриховка - до и после знакомства с буквами. Вначале используются для штриховки
трафареты с геометрическими фигурами, далее используются трафареты,
изображающие предметы и фигуры животных, а также набор разных лекал.
- Раскрашивание букв в соответствии с образцом.
- Упражнение на развитие мелкой моторики рук: "обведи пальчиком букву",
ощупывание руками объемной буквы с закрытыми глазами, "пальчиковый алфавит"
(изобрази букву пальцем в воздухе, напиши на столе), "вылепи букву…", "выложи
букву из...", запускание пальцами мелких "волчков", задания на соединение буквы и
картинки и др.
2.3. Условия реализации программы
Для успешной реализации Программы создаётся подходящая образовательная
среда. Образовательная среда, спроектированная для детей дошкольного возраста,
отличается гибкостью и возможностью трансформировать предметное пространство
педагогически ценным коммуникативным содержанием, адекватными возрасту
методами и приёмами развивающего обучения, гуманистическими отношениями всех
участников образовательного процесса и поликультурным характером используемых
материалов.
В реализации Программы участвуют педагоги дополнительного образования,
которые имеют высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции,
студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу
работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
"Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Педагог дополнительного образования должен знать: приоритетные направления
развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребёнка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся,
воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки
молодых талантов; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, оздоровительноспортивной, досуговой деятельности; программы занятий кружков, секций, студий,
клубных объединений; деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций;
методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного,
дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного
подхода.
19
Материально-техническое обеспечение
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание данной Программы предполагают наличие специального учебного кабинета - кабинета дополнительного образования.
Для занятий по Программе необходимы следующие средства и материалы:
Шкафы для пособий
Магнитная доска, магниты, указка.
Музыкальные инструменты;
Сказочные персонажи (куклы, мягкие, резиновые игрушки);
Учебно-методические пособия, игрушки, кубики, схемы звукового состава
слога, квадраты синего\зеленого\красного цвета для обозначения звуков, звукисимволы (колокольчики для обозначени звонких\глухих согласных), домики для
звуков, звуковые дорожки, цветовые сигналы;
Магнитные буквы, печатные буквы.
Предметные картинки, сюжетные картинки, алфавит.
Прописи, простой карандаш, цветные карандаши.
Природные материалы (камешки, ракушки и др.); аудио- и видеозаписи, тексты
художественных произведений, иллюстрации, музыкальные записи, альбомы,
плакаты и др.
20
3.Список литературы
1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. М., 1999.
2. Варенцова Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. МН:, 1996.
3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
4. Гадасина Л.Я. Ивановская О.Г.: Звуки на все руки. - Издательство.: Детство-Пресс ,
2008
5. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического
восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников –
М.: 1999.
6. Журова Л.Е., Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская /Под ред. Н.В. Дуровой. —
Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие/М.: Школьная Пресса, 2001.
— 144 с.
7. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. — СПб, 1998.
8. Кислова, А.А. Иванова Т.Р.. «По дороге к азбуке» - М.: Академия,2009.
9. Коноваленко В.В. Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском
саду и дома. Академия развития, Ярославль,1998.
10. Косенко Ю.А. «Учусь грамоте», пособие и тетрадь по развитию фонематических
процессов и подготовки к обучению грамоте для детей старшего дошкольного
возраста, Ейск, 2014г.
11. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с
нарушениями речи. -- Москва: ТЦ Сфера, 2001. - 112 с.
12. Программа Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в
условиях специального детского сада» В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения
(подготовительная группа) -- М.: Издательство «Альфа», 1993.
13. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.:
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
14. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для автоматизации и
дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е.Н. Спивак. – М.: Издательство ГНОМ и Д,
2009.
15. Спивак Е.Н. Звуки Р, РЬ, Л, ЛЬ. Речевой материал для автоматизации и
дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е.Н. Спивак. – М.: Издательство ГНОМ и Д,
2009.
16. Спивак Е.Н. Звуки С, СЬ, З,ЗЬ, Ц, . Речевой материал для автоматизации и
дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е.Н. Спивак. – М.: Издательство ГНОМ и Д,
2009.
17. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим
недоразвитием речи. М., 2000.
18. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической
стороны речи у дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2010.
19. Юрчишина В.Д. Вижу-читаю-пишу. Система работы по обучению грамоте к школе
группы. М:, Гном-пресс, 2007.
21